Описание проблемы:
Современная молодежь – те, кому сейчас от 16 до 25, – свое детство провела в очень трудное и противоречивое время, когда понятие "общественная работа" (по сути, аналог нынешнего понятия "добровольчество") считалось чем-то, как минимум, ненужным, а как максимум, помехой для будущей жизни и карьеры молодых людей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что многие годы россияне старались уничтожить все, что связано с советским прошлым. Сейчас многое в обществе меняется, все глубже осознается необходимость добровольческих усилий, все больше молодых людей не только откликаются на зов, но и сами ищут приложение своему стремлению помочь тем, кто нуждается в помощи. Но часто молодые люди не знают, как и где они могут реализовать свою потребность делать добро, потому что пока в России не сформировано информационное пространство, отражающее деятельность добровольцев, рассказывающее об организациях, в работе которых можно принять участие. Важно помогать молодым в их стремлении делать добро, создавать условия для реализации позитивных потребностей, делать добровольческую работу не только значимой и полезной для общества, но и престижной.
Основные цели проекта:
1. Создание условий для развития добровольчества, а также для участия молодежи и подростков в социальных проектах.
2. Развитие в подростках и молодежи неравнодушного, заинтересованного отношения к своим согражданам, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.
3. Распространение позитивного опыта добровольчества.
Основные задачи проекта:
1. Широкое распространение среди молодежи информации о важности для общества и личности добровольческой деятельности.
2. Осуществление программы подготовки добровольцев из числа старших школьников и студентов по трем направлениям: психолого-педагогическое, организационное, творческое (о каждом подробнее в разделе «Механизмы реализации проекта»).
3. Создание и распространение среди студентов и старшеклассников фильма о работе добровольцев c целью изменения отношения к добровольческому движению.
4. Подготовка и проведение в школах, ВУЗах, колледжах, лицеях классных часов и студенческих встреч, распространяющих идеи добровольчества.
5. Подготовка и реализация летней обучающей программы для добровольцев на базе туристического лагеря.
6. Подготовка и проведение добровольческого лагеря.
7. Обобщение и систематизация опыта, накопленного «Кругом» в этом направлении, а пополнение и расширение методической базы для обучения добровольцев.
8. Распространение этих программ для подготовки подростков и молодежи к добровольческой деятельности в различных НКО, студенческих объединениях, а также коммерческих структурах, осуществляющих благотворительную деятельность.
9. Разработка системы распространения опыта, методических и творческих наработок как МОО «Круг» так и других организаций, заинтересованных в развитии добровольчества.
Целевая аудитория:
Студенты и старшие школьники (ГОУ «Центр образования № 548 «Царицыно», Лицей информационных технологий № 1533, ГОУ школа № 1207, РГМУ, МосГУ и другие учебные заведения города Москвы).
Механизм реализации проекта:
Распространение информации о первых ознакомительных встречах и привлечение добровольцев происходит через объявления, которые мы размещаем на сайте «Круга», на студенческих сайтах, а также в институтах, колледжах, школах, лицеях. Кроме того, активную работу по распространению информации ведут наши сотрудники и добровольцы среди своих друзей, знакомых, родственников, коллег. Подготовка добровольцев ведется по трем направлениям:
1. Психолого-педагогическое направление:
• помощь в осознании своих ценностей, а также собственного выбора, целей и путей их достижения;
• знакомство с возрастными особенностями детей;
• знакомство с особенностями социальных сирот, детей, проживающих в детских домах, детей с ограниченными возможностями;
• знакомство с принципами взаимодействия с детьми и особенностями детско-взрослого общения;
• обучение конкретным навыкам работы с детьми разных возрастов и разных особенностей развития;
• анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, и помощь в разрешении и понимании подобных ситуаций.
2. Организационное направление:
• подготовка менеджеров групп (ответственных за группу в течение короткого дела);
• обучение кураторов, ведущих группы добровольцев в течение длительных проектов;
• обучение специалистов, ведущих отдельное направление;
• обучение социальному проектированию.
3. Творческое направление:
• начальное обучение вокалу и основам сценического мастерства;
• обучение приемам обработки и редактирования фотографий, созданию цифровых макетов фотоальбомов;
• обучение видеомонтажу, созданию фильмов;
• обучение работе со звуковой и осветительной аппаратурой;
• участие в создании сценариев;
• участие в создании кукольных спектаклей;
• участие в создании реквизита, декораций, костюмов и кукол.
Обучение строится циклами, которые связаны друг с другом. Каждый последующий уровень – углубление по всем направлениям. Циклы распределены по учебному году, так как необходимо время для осознания нового и приобретения практического опыта. После обучения каждый доброволец решает, где ему применять полученные знания и умения. Он может продолжать добровольческую работу в проектах «Круга», любой другой организации или самостоятельно оказывать помощь нуждающимся в ней. Важной частью данного проекта является систематизация имеющихся методических материалов и наработок и создание единой методической базы для подготовки добровольцев с целью передачи и распространения нашего опыта, а также обмена опытом с другими НКО. Одной из целей проекта является распространение позитивного опыта добровольчества. «Круг» стремится, чтобы молодежь знала о добровольчестве и при желании могла принять участие в социальных проектах в качестве добровольцев. Для достижения этой цели служат информационные встречи, отчеты о проведенных поездках и мероприятиях, а также фильм о добровольчестве, снятый по материалам проекта, и его последующее распространение и показ школьникам и студентам. Основная целевая аудитория нашего проекта – студенты и старшие школьники. В летние каникулы «Круг» традиционно проводит летний туристический лагерь. С 2006 года на его базе реализуются обучающие программы для добровольцев. Это не только теоретические занятия, проводимые в форме тренингов, но и практическая работа с детьми под руководством опытных педагогов. А еще походы, приключения, которые создают положительный эмоциональный настрой, помогают молодым людям испытать и понять себя, осознать, узнать что-то новое.
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершении и в долгосрочной перспективе
1. Студенты и школьники, прошедшие обучение в проекте «Неочевидная дорога», в дальнейшем успешно работают в регулярных социальных проектах «Круга», тем самым способствуя решению важнейших общественных проблем: разобщенности людей, отгороженности от обычного мира детей, живущих в детских домах, равнодушия благополучных людей к боли другого и т.д.
2. Обобщение, систематизация отдельных методических разработок, занятий, обучающих приемов, упражнений и создание единой методической базы для обучения и передачи опыта, накопленного «Кругом» в этом направлении, позволит нам в будущем обучать не только добровольцев, но и тех, кто работает с волонтерами и организует их деятельность. Мы сможем передавать свой опыт, технологии обучения и взаимодействия с добровольцами и строить сотрудничество с другими НКО, ВУЗами, студенческими и молодежными объединениями, реализующими социальные проекты силами добровольцев, а также создавать условия и пространство для обмена опытом. Это значительно расширит целевую аудиторию проекта «Неочевидная дорога» в будущем.
3. Создание и распространение фильма о работе добровольцев, проведение информационных встреч, создание и распространение объявлений, освещение на сайте дел и мероприятий, проводимых в рамках проекта, семинары для учителей, классные часы и встречи со студентами позволят нам донести информацию о добровольчестве до большого количества людей (минимум 3 тыс. школьников и студентов). Вся информация о работе добровольцев, фотографии и рассказы участников несут эмоциональную окраску, передают чувства радости, сопереживания и, конечно, оставляют след в душе подростков и молодых людей. Некоторые из них задумываются о том, о чем никогда раньше не думали. Кто-то после таких встреч, фильмов, рассказов принимает решение стать добровольцем сейчас или в будущем. И почти все по-другому – с большим уважением – смотрят теперь на своих сверстников, которые делают что-то важное для других и называются словом «добровольцы».
4. Так как целевой аудиторией данного проекта являются старшие школьники и студенты, с которыми в процессе обучения ведется разноплановая психолого-педагогическая работа, то среди позитивных изменений стоит отметить изменения, происходящие на личностном уровне. Процесс самопостроения личности долгий и кропотливый, требующий учета множества факторов, воздействующих на человека. Школьники и студенты, прошедшие «школу добровольчества», меняются и взрослеют, они приобретают важнейшие качества и навыки. Здесь учатся ставить цели, осознавать свои мотивы, находить способы решения поставленных задач, планировать время, делать выбор и нести за него ответственность, а также анализировать свою работу, видя в ней плюсы и минусы и, главное, возможности изменения, исправления ошибок и недочетов. Эти умения крайне важны, они будут востребованы в любой сфере профессиональной деятельности. В процессе подготовки и проведения встреч с детьми у добровольцев развивается творческое мышление, открываются таланты и способности, о которых они раньше не догадывались. Оказываясь порой в нелегких ситуациях, молодые ребята учатся общаться с разными людьми, понимать и принимать их: с детьми, к которым иногда трудно найти подход, со взрослыми, которые не сразу воспринимают ребят всерьез (воспитатели, педагоги, родители в больницах, медперсонал). Добровольцы учатся взаимодействовать друг с другом, работать в команде, а еще они учатся добру, милосердию и любви, без которых остальное в современном мире теряет смысл. Все названные выше качества, знания и навыки, безусловно, помогут ребятам в дальнейшем стать хорошими людьми, мудрыми родителями и ценными специалистами – профессионалами своего дела.