Вот некоторые сведения об истории этого места. Их собрали из литературных источников студенты университета, побывавшие в монастыре. Основание Рдейской мужской пустыни (так назывались небольшие уединенные монастыри) относится ко второй половине XVII века. Начальный период ее существования был связан с именем некоего Никиты Васильевича Торопченкова. Тогда пустынь входила в Лазаревский стан Торопецкого уезда Псковской земли. Здесь исстари существовал мужской монастырь. В 1670—1688 г.г. игуменом ее был Спиридон Голохвастов.
Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В 1700 г. главный храм пустыни Зосимы и Савватия - сгорел. И сразу же началось строительство ноной каменной Успенской церкви, которое завершилось через 10 лет. Это здание было разобрано в 1897 г., но сохранились планы и фотографии, позволяющие довольно полно судить об исчезнувшем памятнике архитектуры. Это было двухэтажное пятиглавое здание с примыкающей шатровой колокольней.
Рдейская пустынь была феодалом. В 1723 г. ей принадлежала 301 крепостная душа. В 1764 г. пустынь оказалась в числе многих других монастырей, закрытых по указанию Екатерины II. После этого Успенская церковь становится приходской. В 1773 г. ее совсем закрыли, а притч перевели в село Наволоки.
Так как эта местность была населена исключительно раскольниками, то возникла необходимость созвать здесь обитель как опорный пункт православия в противовес раскольникам. По ходатайству митрополита петербургского Исидора Священный Синод в 1886 г. учредил здесь женскую общину, которая спустя немного времени была преобразована в монастырь - пустынь под управлением игуменьи.
В 1880 г. попечителем Наволокской церкви становится богатый купец А. Н. Мамонтов. Узнав о судьбе бывшей Рдейской пустыни, он в 1883 г. добивается открытия церкви Вскоре здесь была устроена женская монашеская община с училищем для малолетних детей. На средства благотворителя в общине строятся двухэтажные деревянные кельи, церковь Вознесения, трехэтажная полукаменная постройка, каменная ограда с колокольней над входом и др. Община приобретает такой размах, что в 1893 г. ее переименовывают в пустынь.
В этот период возникает мысль о постройке нового каменного храма на 750 человек. Так как свободного места для столь обширного здания не было, решили строить храм на месте старинной церкви. Против сноса памятника архитектуры выступило археологическое общество. Однако церковь была все же снесена. Возведение нового храма началось в 1897 г. и закончилось в 1902 г. Здание строилось по проекту академика Каменского. Храм представляет собой квадратное в плане четырёхстолпное здание, построенное на вместительном подвале. Это памятник типичной архитектурной эклектики. В его оформление включены элементы стилей барокко, классицизма и особенно древнерусского. Использовались витражи, художественная ковка, дорогие материалы. Особенным богатством и пышностью отличался мраморный иконостас.
На территории бывшего монастыря было два храма - Успенский собор и церковь Вознесения. В Успенском храме находилась главная святыня пустыни - чудотворная икона Успенской Божьей Матери.
Сокрушительные разрушения монастырю были нанесены во время Великой Отечественной войны. После войны он так и не ожил. Однако развалины Успенского собора, построенного в 1897-1902 годах, сохранились до наших дней. К сожалению, в настоящее время у здания собора нет покрытия, окопных и дверных заполнений, оно интенсивно разрушается.
Вместе с тем, местное население и любители старины из более отдаленных мест помнят и посещают этот удивительный уголок, поражающий своей природой и остатками внушительной архитектуры.
Вот почему в 1984 г. Холмское отделение общества охраны памятников истории и культуры обратилось в Управление облисполкома и Объединенный музей-заповедник с предложением провести исследование здания, взять его под охрану и определить меры по сохранению. Предложение было поддержано областным советом ВООПИиК. Было проведено обследование постройки и выявлены первоочередные меры - консервационные работы для охраны здания.
Может быть, не зря восхищаются все те, кто побывал там, на полуострове среди болот у стен монастыря. Но тогда почему уносят из храма осколки мрамора, пишут на стенах и разбивают здание люди? И если мы не в силах восстановить этот некогда прекрасный храм, то мы все вместе в силах не разрушать и не осквернять его...
Коллектив авторов - студенты
НовГУ (Дружина охраны природы).